Skip navigation
Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.nung.edu.ua/handle/123456789/4667
Title: Підвищення рівня екологічної безпеки при поводженні з відпрацьованими нафтопродуктами на залізниці
Other Titles: Improved environmental safety in the treatment of waste oil on the railroad
Authors: Безовська, М. С.
Keywords: відпрацьовані нафтопродукти
моторні оливи
технологічні шлами
залізничні підприємства
відновлення
еколого-хіммотологічна схема поводження
отработанные нефтепродукты
моторные масла
технологические шламы
железнодорожные предприятия
восстановление
эколого-химмотологическая схема обращения
waste oils
motor oil
oil sludge
railway enterprises
recovery
ecological chemmotological scheme of treatment
Issue Date: 2014
Publisher: Івано-Франківський національний технічний університет нафти і газу
Citation: Безовська, Марина Сергіївна Підвищення рівня екологічної безпеки при поводженні з відпрацьованими нафтопродуктами на залізниці : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. техн. наук : спец. 21.06.01 "Екологічна безпека" / М. С. Безовська ; Івано-Франків. нац. техн. ун-т нафти і газу. - Івано-Франківськ, 2014. - 20 с. : рис., табл. - 16-19.
Abstract: Створено сучасні раціональні та екологічні схеми утилізування та рекуперації нафтовмісних відходів залізничних підприємств, що дозволяє зменшити техногенне навантаження, пов’язаного з їх накопиченням, поводженням та мінімізацією. На основі наукових досліджень виявлена можливість використання сорбентів для підвищення значень pH кислих олив після обробки їх сульфатною кислотою. Вивчена можливість використання ПАР з алкілбензосульфокислотою для відновлення олив. Запропонований новий метод відновлення та регенерації моторних олив, для якого отримані кінетичні залежності освітлення моторних олив, що дозволили визначити мінімальний час освітлення та найефективнішу ПАР. Максимальний ефект очистки при цьому склав 96 %, вихід очищеного продукту - 94 %. Запропоновано принциповий метод реагентної переробки нафтошламу із застосуванням декантера і теплообмінника з додаванням ПАР для підвищення ступеню розділення шламів, для якого отримані кінетичні залежності ступеню розділення технологічного шламу, що дозволили визначити найефективнішу ПАР. Розроблена функціональна еколого-хіммотологічна схема поводження з нафтопродуктами на залізничному транспорті. Виконано техніко-економічне обгрунтування запропонованих схем, а також розрахована еколого-економічна ефективність від впровадження запропонованої схеми утилізації відпрацьованих олив і шламів.
Решена научно-прикладная задача создания современных рациональных и экологических схем утилизация и рекуперации нефтесодержащих отходов железнодорожных предприятий с применением принципов ресурсосбережения, что позволяет уменьшить техногенную нагрузку, связанную с накоплением, обработкой и минимизацией отходов третьего класса опасности. Изучены особенности образования нефтесодержащих отходов на железной дороге, дана оценка опасности с точки зрения их влияния на окружающую среду и человека, исследованы современные методы обращения с отработанными маслами и технологическими шламами, что позволило определить пути дальнейшего обращения с ними. Исследованы существующие методы регенерации отработанных масел, в частности сернокислотный. Изучено влияние сорбентов природного происхождения на степень осветления и восстановления масел; установлено, что использование сорбентов дает невысокую степень осветления отработанных масел (до 3,5 %). На основе научных исследований выявлена возможность использования сорбентов для повышения значений pH кислых масел после обработки их серной кислотой. Изучена возможность использования поверхносто-активных веществ (ПАВ) с алкилбензосульфокислотой для восстановления масел. Предложен новый метод восстановления и регенерации моторных масел, для которого получены кинетические зависимости осветления моторных масел. Они позволили определить минимальное время осветления и наиболее эффективное ПАВ. Предложен принципиальный метод реагентной переработки нефтешлама с применением декантера и теплообменника с добавлением ПАЛ и ПАВ для повышения степени разделения шламов, для которого получены кинетические зависимости степени разделения технологического шлама, позволившие определить наиболее эффективное ПАВ. Использование данного метода позволяет получить очищенные продукты в виде углеводороде» и воды, которые можно использовать в технологических процессах предприятия. Разработана функциональная эколого-химмотологическая схема обращения с нефтепродуктами на железнодорожном транспорте. Выполнено технико-экономическое обоснование предложенных схем, а также рассчитана эколого-экономическая эффективность от внедрения предложенной схемы утилизации отработанных масел и шламов. Кроме того, на основе проведенных исследований проведен подбор и расчет основного технологического оборудования для проведения регенерационных мероприятий на предприятиях, а именно смесителей двух ступеней и центрифуг, которые обеспечат рациональную и эффективную работу предложенной схемы.
The applied scientific problem of creation of modem oil containing wastes utilization schemes for railway enterprises was resolved. The new technologies with surface-active substances usage are offered. The laboratory studies to recover the properties of the oil containing wastes with a wide range of surface-active substances (surfactants) were conducted. The kinetic dependences of purification of waste oils division were obtained; they allowed to determine the minimum treatment time and die most effective surfactant. The method of oil sludge processing using decanter and heat exchanger was offered. The kinetic dependences of degree of oil sludge division were obtained; they allowed to determine the most effective surfactant. The ecological and chemmotological scheme of treatment with oil containing wastes was created. The feasibility study of the offered recovery scheme was calculated. The effect of the introduced scheme was calculated.
URI: http://elar.nung.edu.ua/handle/123456789/4667
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
an2512.pdf1.85 MBAdobe PDFView/Open
Show full item record   Google Scholar


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.